Меню сайта
Категории раздела
Общие понятия [1]
Здесь будут общие положения и объяснения о инструментах и самой музыке, стилях
История [0]
Здесь собрана вся история развития музыки. Пусть и в разброс :)
Модели губных гармоник, гитар и флейт для начинающих музыкантов [0]
Здесь будут даваться советы по поводу инструментов и их описание.
Полезные сайты
etxt.ru
Поиск
Harp Воскресенье, 19.05.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » О музыке » Общие понятия

Губная гармоника-что это?

Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма — бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Специальные термины:

Blow\drow (Блоу\дроу)--выдох\вдох

Бенд (англ. bend — сгибать, искривлять, подчинять) — особый приём игры на губной гармонике (и некоторых других музыкальных инструментах), позволяющий извлекать из язычков инструмента звуки, на воспроизведение которых они не рассчитаны.
   

Бенд может использоваться в трех случаях:

  • Создание постепенного изменение высоты ноты, по принципу, сходному с тромбоном, например, как в "Lily Was Here" делает Дэйв Стюарт.
  • Создания звукового эффекта, напоминающего плач или вой животного;
  • Для извлечения нот, отсутствующих в диапазоне гармоники.

Бенд используется не только в губной гармонике — это также широко распространённый приём игры на гитаре. Гитарист пальцем подтягивает струну и она звучит на полтона выше. Но на губной гармонике научиться исполнять бенд гораздо сложнее, ведь вместо пальцев используется язык.

Бенд включает в себя две составляющие:

  • Техника дыхания;
  • Угол атаки воздушной струи.

Бенд позволяет как понизить, так и повысить высоту ноты. Более того, из некоторых язычков можно извлечь более одного звука.

Существуют четыре типа бенда:

  • Бенд на вдохе— высота звука понижается, наиболее распространён;
  • Бенд на выдохе — высота звука понижается;
  • Оверблоу — высота звука повышается, один из овербендов;
  • Овердро — высота звука повышается, один из овербендов.

Освоение техники бенда — одно из главных препятствий для начинающих осваивать губную гармонику. Зачастую новичкам приходится потратить немало времени и усилий, чтобы волшебным образом извлечь из инструмента звук, на воспроизведения которого он не рассчитан. Однако освоившим его есть чем гордиться.

Описать словами технику исполнения бендов крайне сложно — пока сам его один раз не сделаешь, никакие объяснения не помогут. Бывает, что бенд получается через определенные отверстия, а через другие нет. Это объясняется тем, что на разных отверстиях нужно выбирать разные углы атаки и разную технику дыхания. Бенд нужно чувствовать.

Важность и сложность бендов можно расставить в таком порядке: Бенд на вдохе, Бенд на выдохе, Оверблоу, Овердро. Прежде всего следует освоить бенды на вдохе, как самые простые и используемые. Когда они начнут получаться, уже будет более понятна техника исполнения бендов вообще. Затем можно перейти к бендам на выдохе. Оверблоу и овердро гораздо более сложные в исполнении и многие музыканты вообще обходятся без них.


Овербло́у (англ. over — пере, blow — выдох) — приём игры на губной гармонике, позволяющий извлечь ноты, недоступные при обычных приёмах игры. Оверблоу является одним из видов бенда, играется на выдохе и приводит к повышению высоты звука.

Оверблоу, как и овердро, является одним из овербендов, изобретёнными в конце 60-х годов Ховардом Леви. Этот термин Ховард Леви взял у духовиков, которые так называли извлечение искусственных нот, не предусмотренных строем инструмента.

Обычная диатоническая гармошка имеет два язычка в каждой дырке — один из них звучит на вдох, а другой — на выдох. Суть оверблоу в том, что при игре на выдох язычок, который должен звучать на выдохе, блокируется, вместо него вибрирует язычок на вдох этого же отверстия. При этом появляется возможность извлекать ноты, недоступные диатонической гармошке, что увеличивает её диапазон до уровня хроматической.

Оверблоу исполняется через 1-6 отверстия, но наиболее часто используются 1-е, 4-е, 5-е, 6-е. Наиболее простым считается оверблоу через 6-е отверстие. К недостаткам оверблоу можно отнести быстрый износ язычков, даже по сравнению с бендами.

Оверблоу крайне сложен для исполнения. Во-первых, не каждая гармошка приспособлена в исполнению оверблоу (хотя её можно для этого подготовить). Во-вторых, техническая сторона этого приёма также очень непроста. Не научившись исполнять бенды на вдохе и на выдохе, не стоит пытаться осваивать оверблоу.

 

Овердро́ (англ. over — пере, draw — вдох) — приём игры на губной гармонике,. позволяющий извлечь ноты, недоступные при обычных приёмах игры. Овердро является одним из видов бенда, играется на вдохе и приводит к повышения высоты звука.

Обычная диатоническая гармошка имеет два язычка в каждой дырке — один из них звучит на вдох, а другой — на выдох. Суть овердро в том, что при игре на вдох язычок, который должен звучать на вдохе, блокируется, вместо него вибрирует язычок на выдох этого же отверстия. При этом появляется возможность извлекать ноты, недоступные диатонической гармошке, что увеличивает ее диапазон до уровня хроматической.

Овердро выполняется через 7-10 отверстия, наиболее часто из них используются 7-е, 9-е и 10-е. К недостаткам овердро можно отнести быстрый износ язычков, даже по сравнению с бендами.

Овердро крайне сложен для исполнения. Во-первых, не каждая гармошка приспособлена в исполнению овердро (хотя её можно для этого подготовить). Во-вторых, техническая сторона этого приёма также очень непроста. Не научившись исполнять бенды на вдохе и на выдохе, не стоит пытаться осваивать овердро.


Трель — быстрое чередование нот двух соседних отверстий в губной гармонике. Чаще всего это 4-е и 5-е, либо 3-е и 4-е отверстия.

При выполнении этого приёма стоит обратить особое внимание на то, что двигаться должна не гармошка и руки, а голова. Хотя это противоречит всем другим приёмам звукоизвлечения на этом инструменте, это даёт преимущество при игре через микрофон — вместе с постоянным положением рук постоянным остается и уровень звука.

При медленной трели голова в буквальном смысле перемещается вправо-влево между двумя соседними отверстиями, разделяющая их перемычка должна находиться посередине рта. В случае быстрой трели голова не перемещается, а вибрирует в области перемычки.


Слайд (англ. slide — скольжение) — быстрое скольжение по отверстиям гармоники вверх или вниз с фиксацией последней ноты, с которой обычно начинается мелодия или рифф.

Начальная нота слайда не всегда легко различима, акцентируется лишь последняя нота слайда, с которой может начинаться новая мелодическая фигура.

Дроп-офф (англ. drop-off — падать) — приём игры на губной гармонике, представляющий собой быстрое скольжения по отверстиям гармоники вверх или вниз без фиксации какой-либо ноты в конце. Обычно используется в конце музыкальной фразы или риффа. Дроп-офф является прямой противоположенностью слайда.


Исполнителели на губной гармонике:

Классический блюз

Sonny Boy Williamson II

Little Walter

Howlin' Wolf'

Big Walter Horton

Junior Wells

Кантри блюз

DeFord Bailey

Memphis Jug Band

Sonny Terry

Фолк-рок

Боб Дилан

Современный блюз / блюз-рок

Жан Жак Мильто

Jerry Portnoy

Sugar Blue

Charlie Musselwhite

Kim Wilson

Slim Harpo

Adam Gussow

Jason Ricci

Carlos del Junco

Rod Piazza

William Clarke

Рок / Хард рок

John Popper

Richard «Magic Dick» Salwitz

Bruce Springsteen

Mick Jagger

Steven Tyler

Robert Plant

Джаз

Ховард Леви

Ирландский фолк

Brendan Power

Кантри

Charlie McCoy

Клецмер

Jason Rosenblatt


Исполнители в России

  • Максим Новый (С.О.К.)
  • Александр Братецкий
  • Максим Некрасов
  • Александр Домбров
  • Виктор Сколозубов
  • Александр Паклин
  • Борис Линников
  • Евгений Зайцев
  • Виктор Петровский
  • Роман Гегарт (R.I.P.)
  • Михаил Владимиров
  • Владимир Кожекин и «Станция Мир»
  • Михаил Петрович Соколов (Петрович)
  • Борис Плотников ("Виннебаго", экс-"Эталобстер", сессионно с "Умка и Броневик")
  • Игорь Ойстрах («Умка и Броневик»)
  • Сергей Чиграков «Чиж» («Чиж и Ко»)
  • Борис Гребенщиков
  • Александр Гордеев «Гордей» («Разные Люди»)
  • Владимир Шахрин («Чайф»)
  • Влад Крыжановский
  • Вячеслав Чернов
  • Станислав Соколов
  • Семен Плясцов




Источник: http://Wikipedia, EOMI, Harmonica.ru
Категория: Общие понятия | Добавил: tyrtle (25.04.2010) | Автор: Андрей W
Просмотров: 9660 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Войти на сайт
Опрос
С каким муз. инструментом вы чаще всего имеете дело?
Всего ответов: 488
Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz